пограмма развития

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «Ромашка»

СОГЛАСОВАНА
Начальник Управления
Образования РодионовоНесветайского района
_________ С.В. Датченко

СОГЛАСОВАНА
Педагогический совет
МБДОУ детский сад
«Ромашка»
Протокол №3 от
16.12.2020 года

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
МБДОУ детский сад
«Ромашка»
№ 4 от 16.12.2020

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА ДЕТСКОГО САДА «Ромашка»

НА 2020 - 2025 ГОДЫ

х.Выдел
2020 год

1

Содержание Программы развития МБДОУ детского сада
«Ромашка»
на 2020-2025 годы
Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Страница
Пояснительная записка
3
Паспорт Программы развития на 2020-2025 г.г.
4
Информационная справка об учреждении
7
Анализ деятельности МБДОУ
10
Результаты SWOT –анализа потенциала МБДОУ детского сада
12
« Ромашка»
Концепция и стратегия развития МБДОУ детского сада
15
« Ромашка»
Содержание и направления по реализации программы развития
17
Прогнозируемый результат реализации Программы развития
21
Оценка результативности инновационной деятельности
22
Список литературы
26

2

1. Пояснительная записка
Программа развития МБДОУ детского сада «Ромашка» (далее – ДОУ) – локальный акт
образовательной организации, определяющий стратегические направления развития
образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий
документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые,
содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления
эффективной реализации муниципального задания.
Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной
инициативе названы:
1. Внедрение профессиональных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей
инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающей группы ДОУ.
3. Развитие воспитательского потенциала.
4. Здоровье дошкольников.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не
только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования
образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным
результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом,
осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством
социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы
образовательного учреждения.
Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена
пересмотром содержания образования в ДОУ, внедрением профессиональных стандартов,
разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что
родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере
возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участи
прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Анализ
проводимых опросов и анкетирования определяет динамику социального заказа,
предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями,
которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели
взаимодействия ДОУ и семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития
детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к
обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления
педагогического процесса, будем учитывать тенденции социальных преобразований в районе,
запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение
образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и
социального окружения ДОУ для достижения цели Программы.
Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих
комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности
качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы
образовательного учреждения. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение
эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных
проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования.
В целом она носит
инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование
образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к
3

потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной
деятельности как показателей ее эффективности

2. Паспорт Программы развития на 2020-2025 г.г.
Наименование
программы

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Родионово-Несветайского района
детский сад «Ромашка»

Основания
для
разработки программы,
нормативные документы

 Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N
273-ФЗ
 Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «
Об утверждении Порядка организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам дошкольного образования»
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных
образовательных
организаций»
(утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
 Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015
года постановлением главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41
 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155
«Об
утверждении
Федерального
Государственного
Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»
(ФГОС ДО)
 Устав ДОУ
 Основная образовательная программа МБДОУ детского сада
«Ромашка».
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение детский сад
«Ромашка» Заведующая, творческая
группа педагогов.
 Программа
развития
предназначена
для
определения
перспективных
направлений
развития
образовательного учреждения на основе анализа работы за
предыдущий период.
 В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
главные направления обновления содержания образования и
организации
образовательного процесса, управление
дошкольным учреждением на основе инновационных
процессов.
Создание условий для повышения качества образования в ДОУ
через систему интеграции, реализующей право каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые возможности для полноценного физического и
психического развития детей, как основы их успешного обучения в
школе.

Разработчики
программы
Назначение
программы

Цель

4

Задачи

1. Создание условий для получения качественного дошкольного
образования и обеспечение социализации каждого ребенка в
условиях дошкольного образовательного учреждения, в
соответствии с ФГОС ДО, через
разностороннее,
полноценное
развитие
каждого ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей и возможностей ( в том числе
одарённых детей, детей с ОВЗ и инвалидов)
2. Создание
материально-технических
,
психологопедагогических и кадровых условий в рамках организации
внутренней системы качественного образования в МБДОУ.
3. Использование возможностей сетевого взаимодействия и
интеграции
в
образовательном
процессе
в
рамках
экспериментальной и инновационной деятельности.
4. Создание
условий
для
повышения
мотивации
профессиональной деятельности педагогов МБДОУ, через
формирование компетенций в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта.
5. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с
детским садом.

функции -определяет стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;
-ориентирует всю деятельность на конечный результат.
Принципы
 Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и
образовательной
взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение
деятельности ДОУ в
оптимального результата – развития личности ребенка.
рамках
 Принцип развивающего образования опирается на «зону
программы Развития на
ближайшего развития» и предполагает использование новейших
2020-2025 гг.
технологий и методик.
 Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает
учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений,
склонностей, интересов и способностей детей и взрослых.
 Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей
ценности человека, его становление и развитие.
 Принцип увлекательности – является одним из важнейших.
Весь образовательный материал интересен детям, доступен и
подается в игровой форме.
 Принцип
вариативности
предполагает
разнообразие
содержания, форм и методов с учетом целей развития и
педагогической поддержки каждого ребенка.
 Принцип активности – предполагает освоение ребенком
программы через собственную деятельность под руководством
взрослого.
Сроки выполнения и Программа будет реализована в 2020-2025 годы в три этапа.
этапы
реализации 1-ый этап – подготовительный (2020-2021уч.г)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в
программы
соответствии с Программой развития;
- оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.)
для успешной реализации мероприятий в соответствии с
Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание
интегрированной
модели
развивающего
образовательного
пространства.
2-ой этап – практический (2021-2024уч.г)
- апробирование модели, обновление содержания организационных
Основные
Программы

5

Ожидаемые
результаты,
целевые
программы

Финансовое
программы

форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение
и распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в
Программе развития.
Повышение качества образования в рамках обеспечения
конечные 1.
важнейшие полноценного личностного развития, физиологического и
показатели психологического благополучия ребенка в переходный период от
дошкольного воспитания к школе.
2. Совершенствование системы управления качеством образования
в ДОУ, а также обеспечения всех участников образовательного
процесса и общества в целом объективной информацией о
состоянии системы образования на различных уровнях и
тенденциях развития.
3.
Трансляция
результатов
инновационной
и
экспериментальной деятельности педагогического коллектива
МБДОУ в муниципальной и региональной системах образования
4. Повышение мотивации профессиональной деятельности
педагогов МБДОУ, формирование компетенций в соответствии с
требованиями Профессионального стандарта.
5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей, вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс детского сада через
установление
партнерских отношений
Осуществляется в пределах текущего финансирования.
обеспечение

Система
организации
контроля
за
выполнением
программы

1. Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет
администрация МБДОУ.
2. Творческая группа разрабатывает ежегодные планы
мероприятий с указанием ответственных за реализацию
отдельных проектов, представляет их на Педагогическом
совете.
3. Освещение хода реализации Программы (по результатам
отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения,
на конференциях и семинарах разного уровня и др.
4. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного
образовательного учреждения, родительских собраниях и
сайте ДОУ.
5. Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях,
публичные
доклады
руководителя
дошкольного
образовательного учреждения публикуются на сайте ДОУ.

3. Информационная справка об учреждении
Общая информация
дошкольное образовательное
Название
образовательного муниципальное бюджетное
учреждение Родионово-Несветайского района детский сад «
учреждения (по уставу)
Ромашка»
дошкольное образовательное учреждение
Тип ОУ
детский сад
Вид ОУ

6

Учредитель

Управление
Образования
Администрации
Несветайского района
в лице начальника УО Датченко С.В

Родионово-

Год основания ДОУ

1994

Юридический адрес

Адрес: 346590, Ростовская область, Родионово-Несветайский
район, х.Выдел, ул. Молодежная, 2 а

Телефон
Электронная почта
Фамилия,
имя,
руководителя
Устав

8(86340) 25-6-06

ds-romaschka73@mail.ru
отчество Долгалева Людмила Анатольевна
30.06.2015 г. № 499

Лицензия

Лицензия с приложением от 26.09.2012г. регистрационный номер
2857 серия 61, срок действия –бессрочно

Формы
государственного
общественного управления
Содержание
дошкольного
образования образовательные
и воспитательные программы

Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива ,
Совет МБДОУ.
Основная образовательная программа МБДОУ детского сада
«Ромашка»
Федерального уровня:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Дополнительные
образовательные услуги
Традиции детского сада

нет





Связь с социумом

Проведение фольклорных праздников в соответствии с
народным календарём
Недели здоровья
Спортивные семейные праздники
Экологические Акции

Коллектив нашего детского сада тесно сотрудничает с:
- Выделянский сельский дом культуры;
-Выделянской сельской библиотекой;
-МБОУ Выделянская СОШ

(краткая Отдельно стоящее типовое двухэтажное здание, имеет развитую
здания, систему коммуникаций.
Имеется 1 детская площадка с малыми формами, цветники, огород,
спортивная площадка.
Модель МБДОУ (количество Проектная мощность детского сада – 2 группы
групп,
структурных Фактическая мощность — 2 групп
В дошкольном учреждении функционирует 1 разновозрастная
подразделений,
дополнительных помещений, группа
.
режим работы)
Тип
здания
характеристика
территории)

Структурные компоненты:
 Групповые комнаты;
 Музыкально-спортивный зал;

7

Детский сад решает следующие
задачи:

Детский сад осуществляет
систему
комплексного
мониторинга развития детей, в
том числе с ОВЗ
Детский
сад
использует
комплексный
подход
в
организации педагогического
процесса

 Кабинет заведующего;
 Методический кабинет;
 Пищеблок;
 Прачечная
Общий режим работы: с 7.30. до 17.00, выходные дни – суббота и
воскресенье.
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание
потребности в здоровом образе жизни, развитие физических
качеств и обеспечение нормального уровня физической
подготовленности и состояния здоровья ребенка;
2.
Создание
условий
обеспечивающих
гармоничное
интеллектуальное, эстетическое и социально-личностное развития
ребёнка, приобщение его к общечеловеческим и национальнокультурным ценностям;
3. Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства
для обеспечения полноценного развития ребенка.
 здоровья;
 речевого развития;
 физического развития,
 психического развития;
 интегративные
качества
воспитанников
по
всем
направлениям развития.
Блоки:
 мониторинг качества образовательного процесса (в течение
года – предварительный, итоговый);
 воспитательно-образовательный (преемственность в работе
специалистов, создание оптимальных условий успешного
усвоения программ и т.д.);
 педагогической помощи родителям (консультационнометодической помощи семье, пропаганда педагогических
знаний)

4.Анализ деятельности МБДОУ
Программа развития учреждения на 2015-2020 год выполнена в полном объеме.
Реализация мероприятий Программы Развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада «Ромашка» на период 2015 – 2020 гг. обеспечила:
- расширение областей применения информационных технологий в содержании деятельности
учреждения;
- реализацию новых подходов к формированию современной развивающей предметнопространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию
способностей и интересов детей раннего и дошкольного возраста;
- улучшение и модернизацию материально-технической базы МБДОУ;
- повышение доли педагогических и руководящих работников МБДОУ, прошедших
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по изучению
современных моделей доступного и качественного дошкольного образования;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов;
- организацию комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенную в
соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации,
сохранение и укрепление его здоровья;
- создание системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление
родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование
детей;
8

Результаты Программы развития в области вариативности системы МБДОУ на основе
создания новых форм, реализующих программу дошкольного образования, показали, что
детский сад функционирует стабильно в режиме развития. Наше образовательное учреждение
предоставляет доступное, качественное воспитание и развитие в безопасных, комфортных
условиях, адаптированных к возможностям и способностям ребенка.
Результаты Программы развития в области расширения информационных технологий в
Образовательном учреждении показали, что коллектив постоянно работает над созданием
единого информационного пространства дошкольной организации:
- документация ведется в электронном варианте;
- разработан и регулярно обновляется официальный сайт ДОУ;
- педагоги детского сада участвуют в дистанционных конкурсах;
- воспитатели активно используют ресурсы сети Интернет для общения с родителями
воспитанников и распространения опыта работы;
Мониторинг использования ИКТ показал, что воспитатели стали более активно применять
ИКТ, чаще пользуются ресурсами сети Интернет, сами создают презентации для детей и
выступлений. Активизировалась проектная деятельность, при разработке и реализации которой
необходимы компьютерные технологии. Идет целенаправленная работа по систематизации,
обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса,
расширению использования мультимедийного сопровождения.
Информационно-технологическое обеспечение детского сада постоянно обновляется в
соответствии с действующим законодательством и актуальными потребностями участников
образовательных отношений, что позволяет педагогам эффективно планировать
образовательную деятельность и совершенствовать свой образовательный уровень.
Результаты Программы развития в области реализация новых подходов к формированию
современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующих наиболее
полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста
показали, что наш детский сад в достаточной мере оснащён предметами и материалами,
необходимыми для всестороннего развития воспитанников.
Результаты Программы развития в области повышения доли педагогических и руководящих
работников МБДОУ , прошедших профессиональную переподготовку и повышение
квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного
образования показали, что в МБДОУ в течение многих лет работает стабильный коллектив,
который постоянно повышает свое профессиональное мастерство.
Результаты Программы развития в организация комплексной модели взаимодействия
специалистов и педагогов, выстроенной в соответствии с индивидуальным подходом к ребенку,
для его успешной социализации, сохранения и укрепления его здоровья показали:
Результаты Программы развития в области обеспечения равных стартовых возможностей для
получения начального школьного образования показали, что содержание Образовательной
программы обеспечивает удовлетворительную подготовку дошкольников к поступлению в
школу.
Хороший уровень подготовки воспитанников к обучению в школе обеспечивается постоянной
работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного
воспитания и образования детей, использованием эффективных инновационных технологий и
методик.
Результаты Программы развития в области изучения, обобщения и распространения опыта
работы педагогов показали, что обобщение и распространение опыта работы педагогами
МБДОУ проходит через:
- участие в семинарах, конференциях;
- выступления и открытые показы в рамках различных м методических мероприятий на
районном уровне
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Результаты Программы развития в области создания системы взаимодействия с семьями
воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение
ответственности родителей за воспитание и образование детей. На сайте нашего
9

образовательного учреждения разработан и систематически обновляется раздел для родителей,
в котором представлены нормативные документы, методические рекомендации. Обязательным
условием работы с родителями является проведение родительских собраний, консультаций, дни
открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление
наглядной информации, привлечение родителей к оформлению творческих выставок.
Мероприятия так же проходят в виде, круглых столов, мастер-классов, семейных гостиных.
6. Результаты SWOT –анализа потенциала МБДОУ детского сада «Ромашка»

*( SWOT-анализ – это инструмент стратегического анализа и планирования,
применяемый для оценки явлений и факторов, оказывающих влияние на развитие
ДОУ)
Сильная сторона

Слабая сторона

1. Кадровое обеспечение
Слаженный коллектив Наличие молодых
опытных педагогов.
специалистов без
Высокая
опыта работы или с
квалификация
маленьким опытом
педагогов.
работы.
Аттестация по плану.

Перспективы
развития

Оптимизация
системы
наставничества.
Повышение
квалификации на
курсах
(краткосрочных,
переподготовки).
Участие в
конференциях,
семинарах, круглых
столах на уровне
района, области.
Активное участие в
конкурсах на всех
уровнях
2. Материально-техническое обеспечение
Наличие материально- Недостаточность
Дооснастить
технической базы,
оснащения
учреждение
соответствующей
цифровой
компьютерным
современным
образовательной
оборудованием.
требованиям.
среды.
Пополнение
периодическими
изданиями
методического
кабинета.
3. Содержание образовательной деятельности
Использование
Отсутствие
Разработка программ
парциальных и
программ по работе по работе с
вариативных программ с одаренными
одарёнными детьми.
в зависимости от
детьми
Оптимизация
интеллектуальных
программ по работе с
возможностей детей и
детьми ОВЗ и
педагогов. Высокий
инвалидами.
уровень качества

Возможные риски
Большие
интеллектуальные и
энергетические
затраты.
Невостребованность
интеллектуального
продукта
педагогического
коллектива.

Недостаточное
финансирование.

Отсутствие у
педагогов мотивации
к профессиональному
совершенствованию.

10

образовательных
услуг. Использование
инновационных
технологий .
Работа в рамках
экспериментальной и
инновационной
деятельности
4. Содержание оздоровительной работы
Сложившаяся система У части педагогов
оздоровительных
преобладают
мероприятий с детьми традиционные
в ДОУ с парциальным подходы к
включением авторской концепции
программы Н.Н.
построения
Ефименко «Театр
оздоровительных
физического
мероприятий
воспитания и
оздоровления детей
дошкольного и
младшего школьного
возраста». Наличие
оборудованного
спортивного зала.
Наличие инструктора
по физической
культуре. Система
профилактических
мероприятий.
Чередование активных
видов деятельности.
Индивидуальный
подход к детям:
формирование по
группам здоровья.
Наличие
медицинского
кабинета (медицинская
сестра).
5. Инновационная и экспериментальная
1.Внедрение в
Недостаток
педагогический
творческой
процесс ДОУ:
инициативы
родителей,
 Программ
педагогов в
кружковой
различных
деятельности
направлениях
 Системы
приобщения детей совместной
к истокам Донской деятельности.
(казачьей)
культуры
 Проектов в рамках
социального

Применение
инновационного
подхода к вопросам
оздоровления всеми
педагогами .
Пропаганда
здорового образа
жизни среди
родителей.

Отсутствие у
родителей и педагогов
потребности в
здоровом образе
жизни. Непонимание
родителями важности
соблюдения режима и
организации
физического развития
детей в домашних
условиях.

деятельность в ДОУ
Продолжать
разработку и
внедрение
инновационных
проектов, программ,
технологий и форм
работы в детском
саду.

11

партнерства ,
взаимодействия
всех участников
образовательного
процесса
6. Работа с родителями
Анкетирование
Малая активность
родителей по оценке
по участию в
качества
совместных
удовлетворённости
мероприятиях для
предоставляемых
детей и родителей
образовательных
(спортивных,
услуг, выявлению
игровых,
потребностей в
досуговых).
образовательных и
Нет инициативы со
оздоровительных
стороны родителей
услугах. Дни
по разработке
открытых дверей.
совместных
Групповые досуговые проектов и
мероприятия с
мероприятий
участием родителей.
Реализация
совместных проектов
Смотры-конкурсы
совместных работ
детей и родителей.
Организация работы
кружка «Казачий
семейный театр»

Оптимизация
деятельности в
рамках работы с
родителями (поиск
новых форм и видов
деятельности и т.д.)

Перенесение на ДОУ
ответственности за
воспитание детей.
Дефицит времени у
родителей .

6.Концепция и стратегия развития МБДОУ «Ромашка»
Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной
работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям
воспитания и развития ребенка, формирование активной личности,
способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире,
способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система ДОУ формируется на
основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных
возможностей, профессионального уровня педагогов ДОУ, возможных ресурсов, материальнотехнической базы, развивающей предметно-пространственной среды, потребностей
современного общества, семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами
встала задача создания единой системы воспитательно- образовательного процесса,
выстроенной на интегративной основе. Поэтому в ДОУ должны быть разработаны не только
принципы целостного подхода к содержанию образования, но и личностно-ориентированной
модели организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие
ребенка.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая
своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности,
самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление
личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для
перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья,
ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны,
12

выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны,
выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и укрепления
здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования
основ физической культуры и валеологической грамотности.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного
процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка,
обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в
условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый,
самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся
целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью,
эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика
детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему
миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и
взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог,
гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник
обновления образовательной системы.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития МБДОУ
«Ромашка» служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной
деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе,
направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
- использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- поддержка способных и одаренных детей.
- поддержка детей с ОВЗ и инвалидов
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов в
соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных)
- укрепление материально–технической базы ДОУ.
- оптимизация кадровой политики
- сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с социальными партнерами.
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией,
основные идеи которой:
1. Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему
помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными
особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и
неповторимости.
3. Деятельность ДОУ в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС ДО
(реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных
программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ) и его
организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных
образовательных услуг).
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность комплексного подхода к
диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным
состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества
образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с
ребёнком взаимосвязаны.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При
этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по
13

отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет
собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы
образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития ДОУ является
повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе
современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация
проектов, овладение педагогическим мониторингом.
Предполагается, что целевая программа «Управление качеством дошкольного
образования» поможет оптимизировать систему методического и дидактического обеспечения,
удобную для использования её педагогами в ежедневной работе.
Одним из главных направлений работы ДОУ , является взаимодействие педагогов и родителей
(законных представителей) ребенка , которое мы видим в содействии развитию воспитанника
как личности, осознающей необходимость саморазвития, воспитания собственных
способностей.
Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского
сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект
программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и
образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо создать
систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры
здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего
дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями
здоровья, одарённых детей.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается
в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования
детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении
всего пребывания в детском саду.
7. Содержание и направления по реализации программы развития
№
п/п

Направления программных
Сроки
Исполнители
мероприятий,
реализации
мероприятия
(инновационные
проекты)
1.Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное
сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными
направлениями модернизации российского образования
Проект «ВСОКО»(Внутренняя Система Оценки Качества Образования)
Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и
реализации программы развития.
1.
Реализация проекта
2020-2025
Заведующий, рабочая
«ВСОКО»
группа
2.
Изучение качества
2020-2021
Заведующий
профессиональной
деятельности кадров
3.
Оптимизация мониторинга
2020-2021
Заведующий
качества оказываемых
образовательных услуг
4.
Подбор и апробация
2020-2021
Заведующий
диагностических материалов,
позволяющих контролировать
качество образования на основе
программных требований и ФГОС
5.
Мониторинг оценки
ежегодно
Заместитель

14

результативности качества
образования детей
6.
Оптимизация условий для развития
одаренности детей.
Разработка и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов для одаренных
детей. Разработка и реализация
программ для обучения и развития одаренных
детей.
Повышение квалификации педагогических
работников ДОУ
по вопросам выявления и развития детской
одаренности
7.
Оптимизация условий для коррекционной
помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
Оптимизация индивидуальных маршрутов и
программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Повышение квалификации педагогических
работников ДОУ
по вопросам коррекционного образования
8.
Оптимизация системы совместной
Заведующая,
деятельности с социальными партнерами ,
воспитатели
семьями дошкольников, по
приобщению к здоровому образу
жизни, формированию у
воспитанников элементарных чувств
патриотизма и гражданственности,
развитию нравственности, знакомству с
региональным компонентом.
9.
Техническое сопровождение
постоянно
Ответственный за сайт
официального сайта ДОУ
воспитатели,
2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с
учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения,
возрастные, психологические, физические, гендерные особенности воспитанников,
способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности.
Проект «РППС»
1.
Комплексная экспертиза РППС
2020
Заведующий, рабочая
группа.
Приобретение
2020-2025
Заведующий
нового оборудования для
реализации образовательных
областей в соответствии с
возрастными и гендерными
особенностями дошкольников в
соответствии направлениями
Программы развития
3.
Оснащение образовательного
2020-2025
Заведующая
процесса учебно- методическими
комплектами, дидактическими
пособиями в соответствии с ФГОС ДО и
направлениями инновационной деятельности
4.
Обновление РППС в группах и на
2020-2025
Заведующая
территории ДОУ в том числе для детей с ОВЗ
и детей-инвалидов. Обеспечение доступности
дошкольного образования для детейинвалидов
3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий
2.

15

развития детей в соответствии с требованиями
Проект «Педагог-мастер»
1.
Введение профессиональных стандартов в
2020-2025
Заведующий,
ДОУ.
воспитатели.
2.
Разработка
ежегодно
воспитатели
диагностических карт профессионального
мастерства и
определение личных потребностей
сотрудников в обучении.
Составление индивидуальных планов
повышения
квалификации работников ДОУ.
3.
Организация наставничества
2020-2023
педагоги
для профессионального становления молодых
специалистов
4.
Выявление, обобщение и транслирование
2020-2025
Заведующий, педагоги
передового педагогического опыта на разных
уровнях через конкурсы профессионального
мастерства, участие в конференциях,
публикации в СМИ, официальном сайте ДОУ,
проектную деятельность и т.д.
5.
Разработка и реализация плана мотивирования 2020-2025
Заведующий,
и
воспитатели.
стимулирования инновационной деятельности
педагогов,
профилактики профессионального выгорания,
стремления к
повышению своей квалификации.
6.
Обучение педагогов современным
2020-2025
Заведующий, рабочая
технологиям взаимодействия со
группа
взрослыми и детьми
4.Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в
режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию
интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения
Проект «Мы вместе»
1.
Поиск новых форм эффективного
2020-2025
Заведующий,
взаимодействия ДОУ с социальными
воспитатели
партнерами по вопросам о воспитания и
развития дошкольников
2.
Создание условий для обеспечения
2020-2025
Заведующий,
всестороннего развития способностей и
воспитатели
творческого потенциала детей дошкольного
возраста через систему сотрудничества ДОУ с
социальными партнёрами
3.
Создание условий для формирования
2020-2025
Заведующий,
положительного имиджа МБДОУ №9
воспитатели
«Колосок» через участие детей, родителей,
педагогов в мероприятиях сетевого
взаимодействия
4.
Реализация ООП с использованием
2020-2025
Заведующий,
кадрового потенциала и других ресурсов
воспитатели
социальных партнеров в рамках сетевого
взаимодействия
5.
Освещение совместной работы на
2020-2025
Заместитель
официальном сайте учреждения, в
воспитатели
СМИ
5.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем
воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и

16

сотрудничество
1
Оптимизация модели взаимодействия
детского сада и семьи.
2.
Разработка модели работы с родителями
одаренных детей
3.
Разработка модели работы с родителями детей
ОВЗ и детей-инвалидов Создание системы
консультирования и сопровождения родителей
4.

5.

6.

7.

8.

Психолого-педагогическое сопровождение,
консультирования родителей по вопросам
развития и образования детей раннего возраста
Работа консультативного центра для
детей, не посещающих
образовательные учреждения
Обеспечение обучения и реализация
системы инновационных форм
взаимодействия с родителями
Проведение систематической
работы по выявлению уровня
удовлетворённости родителей качеством
предоставляемых образовательных услуг, а
так же
запросов родителей в рамках организации
воспитательно – образовательного процесса
Восстановление традиций семейного
воспитания в оздоровлении детей и
вовлечение семьи в образовательный процесс

2020-2023
2020-2025
2020-2025

Заведующий,
воспитатели
Заведующий,
воспитатели
Заведующий,
воспитатели

2020-2025

Заведующий,
воспитатели

2020-2025

Заведующий,
воспитатели

2020-2025

Заведующий,
воспитатели

1 раз в год

Заведующий,
воспитатели

2020-2025

Заведующий,
воспитатели

8.Прогнозируемый результат реализации Программы развития
Предполагается что:
Для детей.
- Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста,
созданы условия для
формирования познавательная активность, самостоятельность,
инициатива, творческие способности, гражданская позиция, способность к труду и жизни в
условиях современного мира.
- Созданы условия для развития детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных
детей.
- В образовательный процесс включены цифровые образовательные ресурсы, с учетом
потребностей детей, педагогов, родителей.
- Разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в т.ч. для детей-инвалидов и
одаренных детей.
- Продолжена реализация проектов по инновационной деятельности в статусе
экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра.
- Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному
обучению ребёнка в школе и соответствовать целевым ориентирам, представленным в ФГОС
ДО.
- Модернизирована материальная база, развивающая предметно - пространственная среда
ДОУ.
Для педагогов:
- Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня квалификации,
профессионального мастерства и развития педагогических компетенций.
17

- Личные и профессиональные качества педагогических работников будут соответствовать
требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана помощь в прохождении
аттестации.
- Созданы условия для участия педагогов в реализация проектов по инновационной
деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического
ресурсного центра
- Созданы условия для трансляции опыта работы на муниципальном , областном и
всероссийском уровнях
- Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения,
воспитания и здоровьесбережения, используют их как основу в своей педагогической
деятельности.
- Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей возрастной группы.
- Умело используют элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей детей при реализации дифференцированного подхода.
- Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу применения
информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном процессе;
- Симулируют активность детей, их увлеченность познавательной и практической
деятельностью.
- Реализует
систему
комплексного
психолого- педагогического
сопровождения
воспитанников и их родителей;
-Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых
форм дошкольного образования.
-Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих
развитию, оздоровлению и воспитанию их детей.
-Владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
Для родителей.
- Оптимизирована модель взаимодействия детского сада и семьи.
- Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением инновационных
технологий в каждой возрастной группе детского сада.
- Созданы условия для получения консультативной помощи в воспитании и развитии детей, в
т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей.
- Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к овладению
знаниями педагогики и психологии.
- Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами в рамках
реализации основной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 27
9.Оценка результативности инновационной деятельности
осуществляется на основе методики, разработанной Алексеем Майером, который определил
критерии оценки уровня развития учреждения.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов
и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.
Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации
изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения
Уровень развития
учреждения
Низкий уровень
(адаптация)

Критерии оценки уровня развития учреждения
- реализация образовательных услуг в пределах
Госстандарта;
- примат традиционного управления (единоначалие,
неразвитость горизонтальных связей);
- приспособление к изменяющимся условиям
(формальное развитие/функционирование);
- результаты деятельности не выходят за рамки
планируемых результатов;
- отношения между участниками образовательного

Баллы
5-8

18

Средний уровень
(интеграция)

Высокий уровень
(индивидуализация)

процесса характеризуются как субъектно-объектные;
- формальное сплочение родительского,
педагогического и детского сообществ;
- максимальный результат взаимодействия – перевод
педагогов, родителей и детей на позиции субъектов
- реализация образовательных услуг с учетом
социального заказа родителей;
- примат соуправления (родители, педагоги, дети
формально участвуют в управлении, принятии
непринципиальных решений):
- формальное или содержательное сплочение
педагогического, родительского, детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются субъективной
новизной;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как субъектно-субъектные;
- максимальный результат взаимодействия перевод
педагогов, родителей, детей на позицию личностного
развития
- реализация образовательных услуг с учетом
личностных интересов и потребностей детей,
педагогов, родителей;
- примат самоуправления (педагоги, дети и родители –
полноправные участники управления, принимают решения
по принципиальным вопросам);
- продуктивное взаимодействие педагогического,
родительского и детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются объективной
новизной;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как полноценное
взаимодействие личностей;
- результат взаимодействия – максимальное раскрытие
каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой
индивидуальности

9-12

13-16

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития
педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию
субъекта собственной деятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в
системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой продуктивной деятельности и
общения. Итогом этого этапа является создание творческого сообщества педагогов, родителей и
детей.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности
педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение
потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности
субъектов.
Итогом этапа индивидуализации является раскрытие личностного потенциала каждого
участника образовательного процесса в процессе творческого взаимодействия.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного
медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития
каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования
(уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
- смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация,
интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное
19

программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ:
воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
В целях оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ, так же разработаны
следующие критерии, показатели и индикаторы.
Критерии
Нормативноправовая база

Укомплектованность
кадрами
Наличие категории у
педагогических
работников ДОУ

Создание условий,
обеспечивающих
полноценное
развитие детей
Распространение
опыта работы
педагогов на разных
уровнях

Социальное
партнерство для
функционирования
учреждения в режиме
открытого
образовательного
пространства

Индикаторы и
показатели
1 балл: 60%
соответствие
современным
требованиям
2 балла: 80%
соответствие
современным
требованиям
3 балла: 100%
соответствие
современным
требованиям
балл: не ниже 85%
2 балла: не ниже 95%
3 балла: 100%
1 балл: имеют
категорию до
50% педагогов
2 балла: имеют
категорию до
80% педагогов
3 балла: имеют
категорию до
90% педагогов
1 балл: 60%
2 балла: 80%
3 балла: 100%

2021

2022

2023

2024

2025

1балл:
распространение
опыта работы на
муниципальном
уровне
2 балла:
распространение
опыта работы на
уровне области
3 балла:
распространение
опыта работы на
Всероссийском уровне
1 балл:
сотрудничество на
уровне разовых
мероприятий
2 балла: активное
сотрудничеств,
имеются

20

Готовность
воспитанников к
школьному
обучению

Состояние здоровья
воспитанников

Формирование
привычки к ЗОЖ

перспективные планы,
договора
сотрудничества
3 балла: есть система
практической работы в
данном
направлении
1балл: до 80% детей
имеют
высокий и выше
среднего
уровень готовности к
школьному обучению
2 балла: 80-90 %
детей имеют
высокий и выше
среднего
уровень готовности к
школьному обучению
3 балла: 100% детей
имеют
высокий и выше
среднего
уровень готовности к
школьному обучению
1 балл: снижение
уровня
Заболеваемости менее
5%
2 балла: снижение
уровня
Заболеваемости менее
от 5%
До 10%
3 балла: снижение
уровня
Заболеваемости свыше
10%
1 балл: менее 50%
опрошенных
положительно
относятся к ЗОЖ
2 балла: до 80%
респондентов
положительно
относятся к ЗОЖ
3 балла: более 80%
опрошенных
положительно
относятся к ЗОЖ и
принимают
участие в спортивнооздоровительных
мероприятиях

10. Список литературы
21

1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и
воспитателя детского сада. М., 2010.
2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС
ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014г.
3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: метод. пособие.
М.,2009.
4. Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с коментариями) М.:
ТЦ Сфера, 2015.
5. Нормативная база современного дошкольного образования. М: Просвещение, 2014г.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».